Сочинение-рассуждение 2013

Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
Тест 2 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский
Тест 3 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
Тест 4 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».  Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5 «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».  Литературная энциклопедия
Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».  Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»  Борис Николаевич Головин
Тест 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
Тест 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
Тест 11 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий
Тест 12 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13 «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова
Тест 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Александр Александрович Реформатский
Тест 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский
Тест 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер» Тест 16. Светлана Ивановна Львова
 Тест 17 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».  Н. Шамфор

 Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
 Тест 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин
 Тест 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».  Ираида Ивановна Постникова
 Тест 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц
 Тест 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».  Дмитрий Сергеевич Лихачёв
 Тест 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».  Е. В. Джанджакова
 Тест 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
 Тест 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
 Тест 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский
 Тест 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов
 Тест 29 «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
 Тест 30 «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов
 Тест 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
 Тест 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка
 Тест 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко
 Тест 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
 Тест 35 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко
 Тест 36 «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

5 комментариев:

  1. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    Александр Александрович Реформатский
    Русский лингвист А.А. Реформатский утверждает: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    Высказывание ученого, безусловно, справедливо. Действительно, именно в синтаксисе изучается строение словосочетаний и предложений. Знание основ синтаксиса помогает нам выстраивать свою мысль грамотно, используя различные синтаксические конструкции. Это лежит в основе понимания людьми друг друга в процессе общения. Докажем это на примере фрагмента аллегорической сказки известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    В своем тексте автор употребляет сложные предложения с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Например, в предложении 30 мы находим сочинительную и подчинительную связь, что помогает читателю расставить смысловые акценты. А в предложениях 20 и 21 автор использует деепричастный и сравнительный обороты, чтобы обогатить свою речь и донести мысль до читателя. Кроме того, в предложении 18 автор употребляет прием инверсии: «скучная у меня жизнь», чтобы акцентировать внимание читателя на слове «скучная».
    Таким образом, понимание и использование законов синтаксиса помогает грамотно выстраивать свою мысль, расставить смысловые акценты, а это и является главным условием понимания людьми друг друга в процессе общения. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас А.А. Реформатский.


    ОтветитьУдалить
  2. Катя, это похвально, что ты проявляешь самостоятельность и усердие в написании сочинений на лингвистическую тему. Ты сделала попытку раскрыть выбранную тобою тему. и, в целом, попытка удалась, но необходимо сделать ряд замечаний.
    1. Привожу фрагмент из твоей работы: «Это лежит в основе понимания людьми друг друга в процессе общения. Докажем это на примере фрагмента аллегорической сказки известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Замем так замысловато говорить о "функции общения", о которой ты рассуждаешь. Старайся обходиться без лишних слов - мысль должна быть выражена чётко и ясно.
    Обрати внимание на повтор слова "это", такой неоправданный повтор является речевым недочётом.
    2. Удачен только пример с инверсией, потому что к нему дан комментарий, связанный с темой сочинения.
    Например, в предложении 30 мы находим сочинительную и подчинительную связь, что помогает читателю расставить смысловые акценты". Общие слова, ничего конкретного, нет ответа на вопрос, как синтаксис помогает языку выполнить функцию общения? У меня перед глазами нет текста, поэтому указанный номер предложения мне ни о чём не говорит. Но в любом случае пояснение к приведённому примеру должно быть конкретным, связанным с темой сочинения.

    ОтветитьУдалить
  3. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлечь особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Александр Иванович Горшков
    Российский филолог А.И. Горшков утверждает: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлечь особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Высказывание ученого, безусловно, справедливо. Действительно, выразительная речь предполагает воздействие не только на сознание читателя или слушателя, но и на его чувства. Выразительность речи достигается путем использования различных изобразительных средств, которые позволяют эмоционально воздействовать на читателя. Докажем это примерами из аллегорической сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    Так, в предложении 18 автор использует метафору «жизнь…солнцем озарится». Этот образ высвечивает жизненное пространство и обладает волшебной силой воздействия на читателя. А в предложениях 48-49 автор использует такое изобразительное средство, как синтаксический параллелизм, чтобы обратить особое внимание читателя на суть сказанного и подчеркнуть значение данной мысли.
    Таким образом, выразительность, привлекая внимание читателя, воздействует на его мысли и чувства через различные изобразительные средства. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас А.И. Горшков.



    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Алексеевна. У меня есть два варианта сочинений по теме №4. Какое из них более удачно?



    1. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
    Выдающийся русский языковед утверждал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Высказывание ученого, безусловно, справедливо. Действительно, глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут быть осуществлены в будущем при определенных условиях. А глаголы в повелительном наклонении заключают в себе призыв к действиям, осуществление которых тоже будет происходить в будущем. В том и в другом случае события не происходят в действительности, а существуют только в мыслях говорящего как желаемые или возможные. Докажем это примерами из аллегорической сказки известного французского писателя А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    Так, в предложениях 7 и 24 автор использует глаголы в повелительном наклонении: «поиграй» и «приручи». Посредством этих глаголов Лис призывает Маленького принца к действиям, которых пока не существует в реальности. Это лишь желания, выраженные в мысли и слове. А в предложении 30 автор использует глагол в условном наклонении: «Я бы остался, но не могу». Тем самым читатель понимает, что герой может совершить действие при определенных условиях.
    Таким образом, мы можем сказать, что сходство между условным и повелительным наклонениями заключается в том, что оба они отражают события, которые являются лишь идеальными, то есть существуют только в мысли говорящего.


    2. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
    Известный русский филолог утверждал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Высказывание ученого, безусловно, справедливо. Действительно, употребляя глагол в условном наклонении, мы тем самым выражаем желаемые действия, а употребляя глагол в повелительном наклонении, мы побуждаем кого-то к возможному действию. При этом оба наклонения подразумевают действия, которые существуют только в мысли говорящего. Докажем это примерами из аллегорической сказки известного французского писателя А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
    Так, в предложении 24 автор употребляет глагол в повелительном наклонении «приручи», который выполняет функцию побуждения к действию, выражая тем самым желание Лиса. А в предложении 25 автор использует глагол в условном наклонении «обрадовался бы», чтобы показать возможность выполнения действия при определенном условии.
    Таким образом, можно сказать, что действия, выраженные глаголами в условном и повелительном наклонениях, существуют только в мысли говорящего. Они могут стать реальностью лишь в будущем.











    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я предлагала раскрыть данную тему, используя примеры из текста поэмы Гоголя. В представленных тобою работах пояснения к примерам носят общий характер, такой комментарий можно дать к любому глаголу в условном и повелительном наклонении. Неинтересно.

      Удалить