Работа с текстом

Сочинение-рассуждение можно представить в виде формулы:

Рассуждение:   тезис  + аргумент 1  + аргумент 2 …= вывод
Тезис – это основная мысль, которую надо объяснить или доказать.
Аргументы – это доказательства.
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.
«Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». М. Ломоносов
Тема – это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста. (После первого прочтения текста на черновике формулируются а) тема ………б) проблема ………)
Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы – это смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Микротемы могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев. (Во время второго чтения текста производится деление на микротемы, аналитическое рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных вами ранее темы и проблемы)
 Если текст состоит из нескольких абзацев, то лучше начать с определения микротем каждого из них, а затем сформулировать общую тему всего текста.
Главная мысль (идея, тезис) раскрывает цель текста, его смысл.
При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, заключение) и  попробовать найти предложение, выражающее основную мысль
В тексте очень важно найти ключевые слова. Они могут быть а) объективными, сжато передающими движение информации в тексте; б) субъективными, помогающими понять позицию автора, его отношение к проблеме, идею текста, его эмоциональный настрой.
Для повествования характерны глаголы совершенного вида, для описания и рассуждения – несовершенного.
Полезно составить план, он отражает структурно-смысловую организацию текста.
Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.
Назывной план
Вопросный план
Тезисный план
Уважительное отношение спорщиков друг к другу.
Как держатся по отношению друг к другу оппоненты?
Существует необходимость толерантного отношения в полемике.

Средства связи частей текста
Средства связи частей текста
Примеры
Цель использования
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова
Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем.



Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие

Связочные предложения
Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему…
Слова, указывающие на причину
Из-за, благодаря, по причине, в связи с…
Объяснить причину появления чего-либо
Обобщающие или резюмирующие слова
Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому
Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.
Слова, используемые для сопоставления частей информации
Так же, точно так, как; таким же образом
Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо
Слова, используемые для противопоставления частей информации
С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.
Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо
Слова, дающие оценку степени достоверности информации
Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения
Помогают понять позицию автора, степень его уверенности
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства)
На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, с сожалению
Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим

Апелляция к читателям
Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место
Поясняющие слова
То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря
Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное





Комментариев нет:

Отправить комментарий