Сочинение-рассуждение можно
представить в виде формулы:
Рассуждение: тезис + аргумент 1
+ аргумент 2 …= вывод
Тезис – это основная мысль,
которую надо объяснить или доказать.
Аргументы – это доказательства.
Обычно каждый довод выделяется в
отдельный абзац.
«Из
доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые
других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо
слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». М.
Ломоносов
Тема – это круг событий и
лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем
изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста. (После первого прочтения
текста на
черновике формулируются а) тема ………б) проблема ………)
Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы – это смысловые фрагменты текста. Каждая микротема
по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Микротемы могут развиваться
подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько
абзацев. (Во время второго чтения текста производится деление на микротемы, аналитическое
рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных вами
ранее темы и проблемы)
Если текст состоит из нескольких
абзацев, то лучше начать с определения микротем каждого из них, а затем
сформулировать общую тему всего текста.
Главная мысль (идея, тезис)
раскрывает цель текста, его смысл.
При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок,
конец вступления, заключение) и
попробовать найти предложение, выражающее основную мысль
В тексте очень важно найти ключевые
слова. Они могут быть а) объективными, сжато передающими движение
информации в тексте; б) субъективными, помогающими понять позицию автора, его
отношение к проблеме, идею текста, его эмоциональный настрой.
Для повествования характерны
глаголы совершенного вида, для описания
и рассуждения – несовершенного.
Полезно составить план, он
отражает структурно-смысловую организацию текста.
Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной.
Назывной план
|
Вопросный план
|
Тезисный план
|
Уважительное отношение
спорщиков друг к другу.
|
Как держатся по отношению друг
к другу оппоненты?
|
Существует необходимость
толерантного отношения в полемике.
|
Средства связи
частей текста
Средства связи
частей текста
|
Примеры
|
Цель использования
|
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так
называемые «путеводные» слова
|
Во-первых, во-вторых, в первую
очередь, далее, затем.
|
Создать «мостики» между частями
текста и тем самым облегчить его восприятие
|
Связочные предложения
|
Рассмотрим следующую проблему.
Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит
поразмышлять на тему…
|
|
Слова, указывающие на причину
|
Из-за, благодаря, по причине, в
связи с…
|
Объяснить причину появления
чего-либо
|
Обобщающие или резюмирующие слова
|
Следовательно, стало быть,
таким образом, поэтому
|
Подвести итог рассуждениям,
сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.
|
Слова, используемые для сопоставления частей
информации
|
Так же, точно так, как; таким
же образом
|
Подчеркнуть сходство чего-либо,
кого-либо
|
Слова, используемые для противопоставления
частей информации
|
С одной стороны, с другой
стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) -
его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные
другого и т.д.
|
Подчеркнуть различие чего-либо,
кого-либо
|
Слова, дающие оценку степени достоверности информации
|
Наверно, безусловно, конечно,
вероятно, без сомнения
|
Помогают понять позицию автора,
степень его уверенности
|
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность,
сомнения, оценка, чувства)
|
На мой взгляд, как мы знаем, по
моему убеждению, к стыду моему, с сожалению
|
Проявить в тексте личность
автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого
взаимодействия между пишущим и читающим
|
Апелляция к читателям
|
Давайте вместе подумаем,
представьте себе, поставьте себя на это место
|
|
Поясняющие слова
|
То есть, иными словами, иначе
говоря, точнее говоря
|
Конкретизировать, более подробно
изъяснить вышеизложенное
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий