Иван Александрович Ильин. Из книги "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/pojushee_serdze.html
В одном из методический пособий по подготовке к ГИА текст Ивана Ильина "О щедрости" предлагается для размышлений на тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов. Попробуйте выполнить это задание. К данному тексту методисты предлагают ещё и тест, который будет помещён в этом же сообщении. Многие из вас этот тест уже выполнили в рабочей тетради. Помните, тестовые задания содержат подсказку, на какие лингвистические примеры следует обратить внимание при написании сочинения рассуждения.
(1) Вы не знали моего прадеда?..
(2) Жаль... (3) Это был добрый и привлекательный человек... (4) Ему было уже 76 лет,
когда Господь отозвал его в Свои селения. (4) Он был резчик по дереву,
большой мастер; и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево
да и только, и с каким вкусом! (5) А больше всего он радовался, когда мог
подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому
человеку. (6) Тогда он приговаривал: “ведь этим я вошел в его жизнь, я помог
ему найти в жизни хоть маленькую радость”... — и улыбался счастливой
улыбкой. (7) А значит, вы его все-таки встречали?.. (8) Да, да, это
был он; с длинными белыми волосами... (9) Высокий лоб, мечтательные,
немножко отсутствующие глаза и незабываемая улыбка: будто все вокруг
улыбнулось... (10) Да, и последние годы он ходил немного сгорбившись. (11) Вот о
нем-то я и хотел вам рассказать.
(12) Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне
часто кажется, что люди придают чрезмерной значение всякому имуществу и
богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. (13) А
это совсем неверно. (14) Кто так думает и чувствует, тот наверно проживет
несчастливую жизнь. (15) И этому я научился у моего покойного прадеда.
(26) Через год он не только зарабатывал себе на хлеб
(жизнь-то тогда была дешева), но платил сам и за скрипичные уроки. (27) Тогда
он ушел от братьев и стал жить у бездетного дяди. (28) (29) Там его тетка очень
любила; так и называла его — “голубчик мой”. (30) А в нем и вправду было
что-то голубиное. (31) А уж образование свое он позднее пополнял ненасытным
чтением.
(16) Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе
пропитание, и это давалось ему подчас нелегко; и несмотря на это, он был
одним из самых счастливых людей на свете.(17) Вы спросите, как это ему
удавалось?.. (18) А это он и называл “искусством владения” — или щедростью.
(19) Он был седьмым в своей семье, и притом младшим; одни
мальчики.(20) Старшие братья были все черствые и жадные. (21) На него они
смотрели свысока и ничего ему не давали. (22) Родители у него умерли рано, и
он едва мог дотянуть до конца городского училища. (23) Тогда братья заявили
ему: “изволь сам себе зарабатывать пропитание”. (24) Ссориться и пререкаться
он не любил и стал учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по
дереву и игре на скрипке. С резьбою у него сразу пошло; вещи его очень
нравились. (25) И он объяснял это так: “я от души это делаю, с любовью, а
люди это чувствуют; ведь они все ищут в жизни любви, прямо голодают по
ней; вот им и нравится”...
(34) Бывало, только возьмет в руки смычок, так мелодия и
польется. (35) Все сидят и слушают, как очарованные, и у всех глаза влажные. И
горечь жизни забудешь: будто все заботы и тягости с тебя сняли и
только сердце поет. Как он играл русские народные песни, да еще в
настоящих древне-народных тонах и гармониях... Он потом с Мельгуновым
водился и с гуслярами все дружил... Бывало, сам стоит серьезный,
благоговейный; и только глаза сияют блаженством.
Вы спрашиваете про “искусство владения”? — Сейчас,
сейчас расскажу... Бедности он не знал. Но и богатым никогда не был. Два
раза ему сватали богатых невест. Он сам мне об этом рассказывал: “Обе
были из твердого дерева и грубой резьбы. Таких нельзя любить. И никакого
пения в них не было. А во владении они тоже ничего не понимали; обожали
свое богатство, оно из них так и смотрело. Ведь у каждого из нас свое
главное из глаз глядит, а у них глядела жадность”. Позднее он женился на
моей прабабушке и жил с ней душа в душу. Она была необычайной доброты,
бедна, но умна и первая певунья на свадьбах; все старинные свадебные
песни знала и как зальется, так все слушают и не дышат.
Когда прадед начинал бывало рассказывать или советы
давать, я мог слушать часами, неотрывно. Потом я стал даже кое-что
записывать для памяти. Вот и про владение:
“Слушай, малыш, — говорил он мне не раз, — есть
особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Тут
главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему.
Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и
господствовать над нами. Одно из двух — или ты им владеешь, или оно на
тебе поедет. А оно — хитрое. Только заметит, что ты ему служишь, так и
начнет подминать тебя и высасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с
душою и телом. И тогда тебе конец: оно займет твое место и станет твоим
господином, а ты будешь его холопом. Оно станет главным в жизни, а ты
будешь его привеском. Вот самое важное: человек должен быть свободен; да
не только от гнета людей, но и от гнета имущества. Какая же это
свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? Свободный человек
должен быть свободным и в богатстве. Я распоряжаюсь: мое имущество
покоряется. Тогда я им действительно владею, ибо власть в моих руках.
Тут нельзя бояться и трепетать. Кто боится за свое богатство, тот
трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло
его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать
человека, унижать его и все-таки однажды, хотя бы в час смертный,
покинет его навсегда...”
“Вот я вырезаю по дереву. Это удается мне потому, что
я владею моим скобелем и могу делать с деревом все, что захочу. Поэтому
я могу вложить в мою резьбу все мое сердце и показать людям, какая
бывает на свете нежная красота и радость”.
“Или вот — на скрипке. Смычок и струны должны меня
слушаться; они должны петь так, как у меня на душе поет. Любовь
владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поет вам всем про радость
жизни и про Божью красоту”.
“То же самое и с имуществом. Оно дается нам не для
того, чтобы поглощать вашу любовь и истощать наше сердце. Напротив. Оно
призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет
бременем, идолом, каторгой. Недаром сказано в Евангелии о маммоне. Кто
верует в Бога, тот не может веровать в богатство; а кто раз преклонился
перед чужим или перед своим богатством, тот сам не заметит, как начнет
служить дьяволу...”
“Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое
имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. Дело в том,
чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода
не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою
душу. Если мне легко думать о моем имуществе, то я свободен. Я
определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с легкостью; а они
слушаются. Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба
не зависит от моего владения; я ему не цепная собака и не ночной
сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного
обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над
своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым. Надо жить совсем
иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит — с
радостью дарить, снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать,
не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски
забывать о процентах. И главное, — слышишь, малыш, — никогда не
трепетать за свое имущество: “Бог дал. Бог и взял, да будет
благословенная воля Его”. Кто трясется за свое богатство, тот унижается,
теряет свое достоинство; а низкому человеку с низкими мыслями лучше
вообще не иметь богатства...”
“В умных книгах пишут, — сказал он мне раз, — что
имущество есть накопленный труд; а по моему, и труд и имущество от духа и
для духа. А дух есть прежде всего — любовь. Поэтому у настоящего
человека имущество есть запас сердца и орудие любви. Богатому человеку
нужно много сердца; тогда можно считать, что он заслужил свое богатство.
Много денег и мало сердца — значит тяжелая судьба и дурной конец”.
Бывало, поговорит так и возьмется за свою скрипку и
начнет играть старинные русские песни, одну за другой: “Верный наш
колодец” и “Не пой, соловушка” и еще много других; а я сижу счастливый и
слушаю...
И все это он навсегда врезал мне в душу. И песни эти я
и сейчас не могу слышать равнодушно. Эх, сколько свободы и доброты в
русском человеке! Какая ширина, и глубина, и искренность в его песнях!
И кажется мне, что прадед мой думал и жил как настоящий мудрец...
"В языке есть...слова. В языке есть...грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения,"- писал Л.В.Усепнский. Нельзя не согласиться с мнением известного писателя и лингвиста. Действительно, без словарного запаса, то есть лексики языка, и грамматики, раздела лингвистики, изучающего закономерности образования и употребления слов, невозможно составить грамотный, стройный и понятный текст.
ОтветитьУдалитьДокажем приведенное выше высказывание на примере рассказа И.А.Ильина "О щедрости".Лексика, или словарь языка, который мы используем в нашей речи позволяет нам ярче и понятнее выразить свои чувства и мысли. Например, в предложении №62 употребляется слово "трепетать". Этим автор хотел передать отношение некоторых людей к материальным благам, к имуществу. Они трепещут над ним, то есть ради какой-то выгоды готовы на все и стерегут свое имущество, оберегают свое состояние, считая это единственным достойным занятием. Ведь к чему относятся с трепетанием? Над чем трепещут? Над самым дорогим, сокровенным, над тем, что ни за что на свете не хотелось бы потерять. Для некоторых это духовное богатство, и такие люди не трепещут над имуществом. К этому и призывает И.А.Ильин в своем рассказе и, в частности, в этом предложении. Вот как только одно слово может значить очень многое, рассказывать главную мысль произведения.
Грамматика помогает логически стройно и правильно выражать наши мысли. Предложение №66 может служить наглядным примером этого стройного и правильного выражения. "Много денег и мало сердца - значит тяжелая судьба и дурной конец". Высказывание наглядно демонстрирует логическую цепочку рассуждений автора. Человек, у которого много денег, но мало духовных ценностей. не может жить счастливо.
Итак, мы доказали высказывание Успенского о том, что грамматика и слова - способы,которыми пользуется язык для построения предложений.