четверг, 10 января 2013 г.

Что такое грамматика?

Среди тем, предложенных вам для написания сочинения-рассуждения по лингвистике, есть темы, связанные с грамматикой. Например:
Тест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский
Тест 2 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский.
А что такое грамматика? В поисках ответа на этот вопрос выполните следующие задания, разработанные известным методистом Фураевой Лидией Дмитриевной. Не сомневаюсь,  проделанная вами работа поможет разобраться в этом непростом лингвистическом понятии.
Начните с ответа на вопрос:

1.      Нужна ли вам грамматика и зачем; если не нужна, то почему?
2.      Из букв и слогов слова ГРАМ-МА-ТИ-КА создайте новые слова, можете добавить 1-2 буквы.
3.      Вспомните, слова, представления, ассоциации, связанные у вас со словом ГРАММАТИКА:
4.      Дайте определение слову, используя записанные слова:
5.      Используя слова из научных определений, переработайте свой текст о том, нужна ли вам грамматика.
Грамматика - формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему.  С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
Грамматика - система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-л. языка. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой.
Грамматика - наука, знание правильно говорить и писать; сборник правил, установленных обычаем и в порядке изложенных. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
Грамматика  (от гр. grammatike) – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии  (учения о сочетании морфем в формах слова) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении). Словарь иностранных слов.

6.      Прочитайте  I строфу романа «Евгений Онегин» и подчеркните в ней глаголы, определите их грамматическую форму.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
7.      Прочитайте II и III строфы и выполните то же задание.
II
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
III
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

8.      Поразмышляйте, какой смысл придают тексту глаголы в неопределённой форме и глаголы прошедшего времени. Проведите небольшое исследование и запишите его результаты:
9.      Прочитайте краткое изложение содержания романа, принадлежащее критику В.Г. Белинскому. Читая, подчеркните глаголы, использованные критиком при пересказе содержания романа, определите их форму:
Содержание "Онегина" так хорошо известно всем и каждому, что нет никакой надобности излагать его подробно. Но, чтоб добраться до лежащей в его основании идеи, мы расскажем его в этих немногих словах. Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского - говоря нынешним языком - льва, который, наскучив светскою жизнию, приехал скучать в свою деревню. Она решается написать к нему письмо, дышащее наивною страстию; он отвечает ей на словах, что не может ее любить и что не считает себя созданным для "блаженства семейной жизни". Потом, из пустой причины, Онегин вызван на дуэль женихом сестры нашей влюбленной героини и убивает его. Смерть Ленского надолго разлучает Татьяну с Онегиным. Разочарованная в своих юных мечтах, бедная девушка склоняется на слезы и мольбы старой своей матери и выходит замуж за генерала, потому что ей было все равно, за кого бы ни выйти, если уж нельзя было не выходить ни за кого. Онегин встречает Татьяну в Петербурге и едва узнает ее: так переменилась она, так мало осталось в ней сходства между простенькою деревенскою девочкою и великолепною петербургскою дамою. В Онегине вспыхивает страсть к Татьяне; он пишет к ней письмо, и на этот раз уже она отвечает ему на словах, что хотя и любит его, тем не менее принадлежать ему не может - по гордости добродетели. Вот и все содержание "Онегина". "Многие находили и теперь еще находят, что тут нет никакого содержания, потому что роман ничем не кончается.
10.  Почему критик использует так много глаголов в форме настоящего времени, пересказывая события, которые произошли в прошлом? Перед тем как ответить на вопрос, проведите эксперимент: прочтите текст, заменив все глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени, понаблюдайте, изменится ли что-нибудь.
11.  Продолжите свои размышления о грамматике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий