пятница, 15 февраля 2013 г.

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему




Как готовиться к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему?

1. Необходимо обозначить структуру сочинения-рассуждения:



2. Определить стоящие перед учениками задачи:
1)      Прокомментировать слова лингвиста.
2)      Расшифровать смысл высказывания.
3)      Поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).
3. Определить порядок действия ученика:
  1. Сформулировать в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.
  2. Дать понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
  3. Написать, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.
  4. Привести два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.
  5. Сделать вывод.

4. Определить понятия «лексика» и «грамматика» и разучить с обучающимися:

Лексические явления для аргументации
  • лексика с точки зрения стилистической окраски;
  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
  • лексика с точки зрения происхождения;
  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
  • синонимы, антонимы;
  • фразеологизмы и др.
  • тропы (эпитеты, олицетворения и т.д)

Грамматические явления для аргументации
  • однородные члены предложения;
  • обособленные члены предложения;
  • вводные слова и предложения;
  • обращения;
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
  • синтаксические средства выразительности (фигуры речи)
 Различные варианты клише сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
Вариант 1.
Известный лингвист Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как понять эти слова?
На мой взгляд, под понятием «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику. Слова нужны человеку, чтобы дать имя всему, что есть на свете. Значит, они показывают то, о чём думает человек. Например, …
Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, предложения и словосочетания. Она помогает нам связать между собою слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как люди думают. Например, …
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

Вариант 2.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я полностью согласен (согласна) с его мнением.
Лексика текста____________________ помогает нам понять его мысли, отношение к героям повествования. В предложениях №  мы видим (синонимы, антонимы, устаревшие слова, просторечная лексика и т.д. – выбери нужное).
Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли, раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Так, вводные слова в предложениях ____, _____, ____ говорят нам о…………………………
Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми.
7. Мы предлагаем вам текст из произведения Ю.В. Бондарева и текст примерного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с использованием примеров из этого текста.

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец посмотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:
-(13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.
-(14)Несчастливы?! - повторил он удивлённо.
(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.
-(16)Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!
(19)Я всхлипнул, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:
-(23)Мы любим тебя, мы любим тебя!
(24)На душе потеплело.
(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!
(По Ю. Бондареву)
Бондарев Юрий Васильевич (род.1924г.) - русский писатель, общественный деятель, лауреат двух Государственных премий. По произведениям Ю. Бондарева сняты художественные фильмы «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня» и др.

Примерное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
с использованием текста Ю.В. Бондарева
Известный русский лингвист Георгий Владимирович Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».
Я согласен с этим утверждением (с этими словами, с его мнением). Действительно, словарь языка – это лексика, совокупность слов. Словарный состав языка характеризует богатство речи человека, отражает ход его мыслей, которые невозможно выразить без знания грамматики.
Подтвердим это, обратившись к тексту Юрия Васильевича Бондарева, который характеризует его как писателя, мастерски владеющего русским словом. Использованные им однородные члены предложения «тоска… подступала…накатывала, измучивала», разговорное слово «всхлипнула», метафорический эпитет «щемящая тоска», словосочетание «сдерживая слёзы» передают безысходное состояние героини, считающей, что все люди несчастливы, а восклицательные предложения «Что ты, милая!.. Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!», «Мы любим тебя, мы любим тебя!» выражают эмоции её отца, подчёркивают основную мысль текста: человеку для счастья нужно знать, что он не одинок, что его любят.
Таким образом, приведённые примеры доказывают, что, строя предложения или текст, мы берём из системы языка нужные средства словаря и грамматики. Смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова заключается в том, что словарный запас человека и знание основ грамматики помогают ему правильно, ярко и образно оформлять свою речь.

Желаем вам и вашим ученикам успешной сдачи ГИА по русскому языку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий